мнение

Российские кинематографисты обратились с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину, жалуясь на недемократичность министра культуры Владимира Мединского. Тот заявил, что пока он является министром, кинофестиваль "Артдокфест" не получит ни копейки поддержки от министерства из-за "антигосударственной" позиции его создателя - режиссера Виталия Манского. Деятели культуры отметили, что заявление Мединского – это первый с 1991 года случай в истории современной России, когда ведущему российскому кинематографисту отказано в государственной поддержке по политической причине.

Скандал в Минкульте побудил нас вспомнить некоторые заметные страницы российской истории, связанные с конфликтом государства и деятелей литературы и искусства, "не попавших в общий тренд".

Огнем и мечом

Пожалуй, самыми первыми жертвами официальной цензуры на Руси стали средневековые книгописцы. Созванный при Иване Грозном Стоглавый собор принял сборник решений "Стоглав", в который вошел раздел "О книжных писцах", дававший духовным властям право конфисковать неисправленные рукописи. Целью документа было укрепление положения церкви и борьба с "еретическими настроениями". После его издания множеству "отступников" от церковных догматов пришлось бежать за границу.

Иван Грозный

В XVI-XVII веках запрещенные книги в России сжигались вместе с их создателями. Так, в 1689 году в Москве по обвинению в ереси были живьем сожжены в срубе немецкий мистик Квирин Кульман и его последователь Конрад Нордерман, а в 1691 году после страшных пыток казнен обходивший церковную цензуру книгохранитель Московского печатного двора Сильвестр Медведев.

Среди спасшихся от инквизиции бегством оказался знаменитый первопечатник Иван Федоров, которого оставшиеся без работы церковные переписчики обвинили в ереси. В 1566 году пошатнувшая финансовое благосостояние церковных переписчиков типография Федорова была разгромлена и сожжена, а новатор вместе со своим сподвижником Петром Мстиславцем был вынужден уехать в Великое княжество Литовское, где продолжил работу.

Первопечатная книга

Четыре с лишним века спустя, в 2014 году, судьбу Федорова и Мстиславца повторил коллектив интернет-издания Lenta.ru, почти в полном составе покинувший редакцию после увольнения редактора Галины Тимченко. Команда старой "Ленты" переехала на работу в Латвию, где начала работу над русскоязычным информационным порталом Meduza. Накануне старта проекта Тимченко заявила: "Мы понимали, что в России, скорее всего, нам работать не дадут".

И барский гнев, и барская любовь

В 18 веке цензурным гонениям властей подвергся философ Александр Радищев, который в 1789 году завел у себя дома типографию, где напечатал свое главное сочинение - "Путешествие из Петербурга в Москву", за которое Екатерина II назвала автора "бунтовщиком хуже Пугачева". Радищев был арестован и посажен в крепость.

Писателя обвинили в издании книги, "наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми выражениями противу сана и власти царской", и приговорили за это к смертной казни. Однако впоследствии смертный приговор Радищеву "по милосердию и для всеобщей радости" был заменен десятилетней ссылкой в Илимский острог. Через 6 лет вошедший на престол император Павел I вернул Радищева из Сибири. Однако вскоре писатель, заразившийся в ссылке чахоткой, скончался в возрасте 53 лет, совершив самоубийство: Радищев выпил стакан царской водки.

Александр Радищев

В 19 веке основными объектами государственной цензуры в России стали журналистика и периодическая печать. Впрочем, иногда "доставалось" и новейшим французским романам, которые, по признанию перлюстраторов, производили "вредное впечатление на читателей". По требованию цензуры, например, были запрещены журналы "Московский телеграф", "Телескоп", поэма Пушкина "Гавриилиада", жесткой цензурной правке подверглись сказка Ершова "Конек-Горбунок" и поэма Лермонтова "Демон".

Тайна "черного кабинета"

В различное время штатные цензоры трудились в "черных кабинетах" на почте, проверяя письма, в имперских портах, при университетах, отдельные цензорские функции возлагались на Святейший Синод. При этом цензоры несли персональную ответственность за содержимое выпущенных в массы изданий. На многих книгах дореволюционной поры можно увидеть перлюстрационные штампы: "одобрено цензурою, цензор такой-то". Во 2-й половине 19 века из ведения Министерства просвещения функции цензуры были переданы в Министерство внутренних дел. С 1868 года министр внутренних дел получил право запрещать розничную продажу периодических изданий. Для многих газет такое наказание было равнозначно разорению. С 1872 года Комитет министров получил право уничтожать тиражи книг без возбуждения судебного преследования.

В 1913 году, который исследователи называли "эпохой расцвета российской журналистики", на прессу было наложено 372 штрафа на сумму 140 тысяч рублей, конфисковано 216 номеров, арестовано 63 редактора, закрыто 20 газет.

Дозволено цензурой

Помимо печати, цензура проникла в театр и кинематограф. В советское время из-за цензуры оказывались на "полке" "Андрей Рублев" Тарковского и "Комиссар" Аскольдова, Глебу Панфилову не дали снять "Жанну д'Арк", Сергею Бондарчуку — "Тараса Бульбу". Неоднократно выступавший за свободу слова режиссер Сергей Параджанов в 1973 году был арестован и осужден на пять лет заключения по "неполитическому" обвинению в гомосексуализме.

Вплоть до развала СССР перед выпуском телевизионных новостей в эфир все тексты подвергались обязательному "литованию" - процессу согласования с цензурой в центральном или местном отделении Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств).

Оборотни с пером

Тех деятелей культуры, чье творчество "не вписывалось в государственную концепцию", подвергали открытому шельмованию. Наиболее громкими стали процессы по делу писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, с осуждением творчества которых обласканный правящей партией писатель Михаил Шолохов в 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС, обозвав их "оборотнями". По обвинению в антисоветской агитации и пропаганде Синявский и Даниэль были приговорены к 5 и 7 годам заключения. В августе 1973 года тот же Шолохов подписал письмо группы советских писателей в редакцию газеты "Правда" против писателя Александра Солженицына и академика Андрея Сахарова.

Андрей Синявский и Юрий Даниэль

С падением СССР "литование" ушло в прошлое, но во многих издательствах и на кинематографических площадках появилась "внутренняя цензура", которая особенно усилилась после разгона старой команды НТВ. По признанию известной телеведущей Светланы Сорокиной, сотрудники телекомпаний по собственной воле, без звонка "сверху", начали перелицовывать и править сюжеты, объясняя свои действия короткой фразой: "А зачем дожидаться, когда позвонят?".

В сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге в рамках кинофестиваля "Послание к человеку" состоялся круглый стол "А судьи кто?... Государственная цензура в советской и российской кинематографиях". На форуме, приуроченном к специальной фестивальной программе "Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры", кинокритики, журналисты и режиссеры обсуждали, кто и как сегодня оказывает давление на российский кинематограф.

Присылать мне ответы на мой комментарий