мнение
Аналитика

Аналитика: Тотальная ошибка: человеческий фактор в катастрофах

Сегодня ночью в столичном аэропорту "Внуково" после столкновения со снегоуборочной машиной разбился легкомоторный самолет Falcon. При крушении самолета погибли четыре человека, в том числе президент французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери. В качестве предварительной причины произошедшего следствие называет "человеческий фактор", в том числе ошибку пилотов и диспетчеров.

Аэропорт "Внуково"

Аэропорт "Внуково"

Мы вспомнили другие трагедии, причинами которых также оказался "человеческий фактор".

Гибель "Локомотива"

Самолет Як-42, на борту которого находились члены хоккейной команды "Локомотив", потерпел крушение 7 сентября 2011 года в километре от ярославского аэропорта "Туношна". Команда летела на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека - 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. На днях СК объявил о завершении расследования причин инцидента. В трагедии обвинили бывшего заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании "ЯК СЕРВИС" Вадима Тимофеева, который обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации.

"Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов. В частности, допуск командира судна оформлен Тимофеевым на основании фальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна Як-42 и не имел права выполнения полетов", - говорится в сообщении СК.

Крушение Як-42

Крушение Як-42

Японская ядерная катастрофа

В июле 2012 года японская парламентская комиссия заявила, что "действия человека" стали причиной ядерной аварии на АЭС "Фукусима". Крупная радиационная авария на атомной электростанции "Фукусима" произошла 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Стихия вывела из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3. Несколько работников станции погибли, из зоны бедствия пришлось эвакуировать более 300 тысяч человек.

К концу 2012 года уровень радиации на побережье близ АЭС превышал допустимую норму более чем в 100 раз, отравленными оказались питьевая вода, почва и многие виды продовольствия. Парламентская комиссия пришла к выводу, что официальные лица страны "намеренно откладывали принятие решений", которые могли бы защитить АЭС "Фукусима" от мощного землетрясения и цунами, обрушившегося на станцию в марте прошлого года, а затем скрывали от общественности информацию об истинных последствиях и опасности ядерной катастрофы.

Фукусима

Окрестности АЭС "Фукусима"

Нефтяной пожар в Рязани

12 февраля 2014 года на территории Рязанского НПЗ произошло возгорание цистерн-вагонов. Полностью пожар был ликвидирован к 05.00 по московскому времени 13 февраля. В целях безопасности установки пришлось перевести на режим циркуляции, предусмотренный для внештатных ситуаций. Затем 17 февраля при подаче вагонов под погрузку два из них сошли с рельсов. В апреле Ростехнадзор завершил расследование причин аварии на Рязанском НПЗ. По заключению специалистов, с которым ознакомили специалистов РЖД, завода и сотрудников следственных органов, в инциденте виновны 7 должностных лиц, из которых 6 - сотрудники железной дороги, 1 - Рязанского НПЗ.

"Это человеческий фактор, когда инструкции присутствовали, люди о них знали, но не соблюли", - сообщили в Ростехнадзоре. По данным экспертизы, авария произошла из-за того, что состав был неправильно закреплен.

Упавшие "Протоны"

В 2012-2014 годах в России прошла серия неудачных запусков ракет-носителей "Протон-М". В ночь на 16 мая 2014 года космический аппарат "Экспресс-АМ4Р" сгорел в атмосфере после запуска с космодрома Байконур на ракете-носителе "Протон-М". Спутник массой 5800 килограммов был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь". На космическом аппарате были установлены 63 транспондера различных диапазонов волн и 10 антенн для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России от Калининградской области до Норильска и стран СНГ. Стоимость разбившегося спутника оценили в 150 миллионов евро. Он был застрахован в "Ингосстрахе" более чем на 7 миллиардов 800 миллионов рублей.

Объясняя причины аварий "Протонов", первый заместитель генерального директора научно-производственного центра имени Хруничева Владимир Нестеров заявил, что они "вызваны человеческим фактором". Комиссия, расследовавшая причины аварии "Протона-М" 2 июля 2013 года, назвала причиной неудачного запуска неправильную установку датчика угловой скорости, которая проходила в центре имени Хруничева, производителе "Протонов". В 2012 году другой неудачный запуск "Протона" произошел из-за сбоя в работе пневмогидросистемы разгонного блока "Бриз-М". После этой аварии Владимир Нестеров, тогда возглавлявший центр имени Хруничева, подал в отставку.

Протон-М

"Протон-М"

"Бешеный автобус" в Перми

В августе 2014 года в Перми произошло крупное ДТП: автобус 36-го маршрута, в котором находились 30 пассажиров, при спуске с горы на перекрестке улиц Лифанова и 1905 года протаранил 15 автомобилей. Лишь по счастливой случайности никто не погиб. Двое получили травмы. Экспертиза установила, что транспортное средство в момент аварии было исправно. Причиной ДТП стал человеческий фактор. За рулем автобуса сидел водитель с пятилетним стажем. Только в этом году он девять раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД. По данным госавтоинспекции, именно человеческий фактор – причина большинства аварий на российских дорогах.

Анна Скудаева

Присылать мне ответы на мой комментарий