мнение

Проблема загрязненности воздуха не нова. Первыми ее ощутили на себе в Великобритании. Возникло новое слово, производное от "smoke" (дым) и "fog" (туман), и английский смог стал известен во всем мире. В декабре 1952 года был поставлен своеобразный рекорд: в Лондоне за пять дней от смога погибло более 4000 человек.

Затем смог появился и в других странах. В Токио уже давно полицейский-регулировщик в противогазе — не редкость, а несколько лет назад открылся бар "О2 support" ("Кислородная поддержка"), затем подобные заведения появились в Осаке и Йокогаме. Помимо привычного меню, посетителям предлагают обогащенный кислородом воздух, различным образом ароматизированный.

С другой стороны, предсказывать будущее — занятие неблагодарное. Герберт Уэллс считал, что утилизация конского навоза станет одной из самых больших проблем XX века — мол, если количество лошадей в Лондоне будет увеличиваться теми же темпами, то через полвека улицы будут покрыты слоем навоза, достигающим второго этажа. Дмитрий Менделеев не описывал столь апокалиптических картин, но тоже высказывал опасения по этому поводу.

А уж что касается науки… "Нет ни шанса, что ядерную энергию удастся когда-либо использовать, для этого потребовалось бы, чтобы атомы распадались по нашей воле", — это сказал не кто-нибудь, а сам Альберт Эйнштейн. Ну, а фраза Билла Гейтса "640 Кб памяти будет достаточно всегда" давно воспринимается как неудачная шутка.

В чем состоит проблема? Все просто: в воздухе находится много чего не полезного для здоровья, и оно попадает в легкие. Как это самое неполезное может меньше попадать в легкие?

Прогресс не стоит на месте, но иногда его кое-кому выгодно притормозить. Атомная энергетика в плане экологичности вне конкуренции — а сколько на нее нападок? Атомные электростанции призывают закрывать. Например, в конце 2009 года в Литве закрыли Игналинскую атомную электростанцию, в Германии всерьез намерены закрыть вообще все свои 17 атомных электростанций.

Рекомендую посмотреть фильм Криса Пейна (2006 г.) "Who Killed the Electric Car?" В Калифорнии в 1996 году General Motors запустила в серию автомобиль EV1 (Electrical Vehicle 1), работающий на электричестве. Но проект пришлось закрыть, хотя покупателям электромобиль нравился, было изготовлено более тысячи машин двух модификаций. Более того, в 2003 году электромобили изъяты у владельцев (!) и утилизированы, лишь два экземпляра было оставлено для музея.

В фильме показано, как полиция разгоняет пикет автомобилистов, которые хотели выкупить — за полную коммерческую стоимость! — последние оставшиеся 78 автомобилей.

Так что "это ж-ж-ж неспроста", как говаривал Винни Пух. Конечно, EV1 являлся прототипом, и запас хода у него был чуть более 100 км при цене за 30 тысяч долларов, но сравните компьютеры десятилетней давности и современные. Само существование городского массового электромобиля, который неизбежно будет становиться все лучше по характеристикам и относительно дешевле — реальная угроза потери доходов не только нефте-бензиновым концернам, но и всем производителям обычных автомобилей. А терять доходы они не хотят — поэтому и не просто "мы не будем это производить", но и "уничтожим на всякий случай". Незачем народу показывать, "что может быть"?

Таким образом, указание на "проблемы с воздухом" — на самом деле указание на "проблему с капитализмом", который ради прибыли будет противодействовать развитию более экологичных средств передвижения. На это указывает и фраза из предсказания: "самая худшая ситуация сложится в Китае и Индии".

Человек дышит не только на улице, но и в помещениях — а современный человек находится в помещениях большую часть жизни. А уж если учесть пребывание в автомобиле… В закрытом помещении несложно поставить кондиционер, который будет очищать воздух от пыли (а частично – и от микробов и бактерий).

Почему проблемы, как прогнозируется, будут наибольшими в Китае и Индии? Потому что эти страны густо заселены, и при этом основная часть населения слишком бедна, чтобы позволить себе кондиционер дома и в машине, да и стандарт офисных помещений его предусматривает далеко не всегда.

Таким образом, модель, исходя из которой делался прогноз, подразумевает: в Китае и Индии положение принципиально не изменится. Что ж, если исходить из имманентного капитализму процесса "богатые богатеют, бедные беднеют", то так оно и будет.

Но политическая обстановка в странах меняется, иногда — весьма резко. Взять хотя бы нашу страну — революция, затем борьба Сталина с троцкистами, катастрофа 91-го года, постепенное возвращение, казалось бы, уничтоженной России на позиции державы мирового уровня — и много чего будет впереди. Тот же Китай сейчас играет куда более существенную роль в мире, чем лет двадцать назад, американский же доллар постепенно теряет свои позиции "общемировой валюты".

Так что говорить о пыли в 2050 году — просто болтать языком, представляясь "экспертом". За это время можно решить проблему чистоты воздуха во всем мире, а можно и получить выжженную ядерную пустыню на всей планете.

Присылать мне ответы на мой комментарий